На высокой скорости в тупиковую войну без единого шанса на победу
Комментарий Райнера Руппа
В северо-восточной сирийской провинции Идлиб в последние недели и особенно в последние несколько дней опасно активизировались боевые действия. Иногда уже высказывались опасения, что всё ещё существующий региональный конфликт может перерасти в крупный кризис. Хотя по состоянию на 5 марта эта опасность и уменьшилась, она ещё далека от исчезновения.
В Идлибе, с одной стороны, находится Сирийская арабская армия (САА), т.е. солдаты законного правительства Дамаска, которых поддерживают их российские, иранские и ливанские союзники с боевыми подразделениями на суше и в воздухе. Против них стоят десятки исламистских террористических организаций, численность которых оценивается примерно в 50 – 60 000 бойцов, поддерживаемых регулярными турецкими войсками с тяжёлой военной техникой. Что касается террористов, то группа Тахрир-эш-Шам является самым сильным формированием. Это объединение различных исламистских групп, в котором доминирует бывший фронт Нусры – ответвление «Аль-Каиды».
В связи с растущим успехом САА в освобождении Сирии, Идлиб стал магнитом для головных резаков, спасающихся бегством из других частей страны. Эта неудобная для ценностного Запада истина была прояснена в прошлый четверг пресс-секретарем возглавляемой США анти-ИСИС коалиции полковником Майлсом Кэггинсом, когда он описал Идлиб как «магнит» для всевозможных террористических групп, которые являются «чумой, угрозой и опасностью» не только для живущих там людей.
На этом фоне интересно, как политики и СМИ ценностного Запада, в зависимости от ситуации, описывают проживающие в Идлибе террористические группировки либо как «повстанцев и борцов за свободу против мясника Асада», либо – практически в тот же миг – как «исламистских террористов». В качестве примера можно привести эпизод, когда в прошлом году турки направили своих протеже-террористов из Идлиба под названием «Свободная сирийская армия» в качестве вспомогательных войск в наступление против курдов Роджавы в Восточной Сирии на границе с Турцией.
Поскольку Запад тогдашних ценностей вдруг обнаружил сердце для курдов Роджавы, якобы преданных президентом Трампом, турецкие вспомогательные войска «Свободной сирийской армии» из Идлиба были на этот раз охарактеризованы западными СМИ и политиками как то, чем они являются на самом деле, а именно как недисциплинированная банда убийц, под чьим террором страдает прежде всего гражданское население.
Как этот гуманитарный ценностной Запад суетится, когда речь заходит о террористах, внесённых в официальный список террористов их собственными правительствами, но тайно – как в Сирии – играющих на руку политическим целям Запада, хорошо видно на этом коротком YouTube-видео федеральной пресс-конференции (1).
На видео журналист из RT–Deutsch спрашивает, разделяет ли немецкое правительство оценку вышеупомянутого полковника США Кэггинса о провинции Идлиб как «магнит для террористических группировок».
Ответ, данный пресс-секретарём Министерства иностранных дел, не может быть более неприятным. Поначалу она пыталась ничего не говорить с уклончивым ответом под большим ахх и эмм. Но журналист допытывается. Затем она, наконец, подтверждает присутствие террористических групп и в Идлибе, только для того, чтобы потом сразу всё выставить относительным, чтобы не создалось впечатление, что сирийское наступление на террористические группы оправдано.
Беспомощное и, следовательно, идиотское послание пресс-секретаря министерства иностранных дел заключается в том, что федеральное правительство призывает всех, кто участвует в боевых действиях в Идлибе, сложить оружие и вести переговоры с террористами. Для голубя мира это предложение может показаться хорошим. Однако фанатичные террористы снова и снова доказывали, что не хотят вести переговоры, а скорее умрут мучениками за Аллаха и за 72 девственниц.
Неужели главные дипломаты при министре Хейко Маас действительно настолько глупы, что всерьез предлагают правительству Дамаска отказаться от территориальной целостности Сирии, чтобы оставить безделье исламистам, поддерживаемым Турцией? Это сделает Идлиб ещё более привлекательным для террористов в будущем, местом, откуда исходят постоянные нападения на соседние сирийские провинции. Именно это и есть глупое предложение Министерства иностранных дел.
В Идлибе боевики различных исламистских террористических организаций за последние 5-6 лет смогли чувствовать себя вполне безопасно и комфортно. Во-первых, они находились там под защитой регулярной турецкой армии, – во-вторых, террористы в Идлибе получали помощь либо прямо, либо косвенно – например, через посредничество так называемых «белых касок» – от «Ценностного Запада» и его спецслужб, но также и от исламистских феодальных государств в Персидском заливе. Не было недостатка в «гуманитарных» пожертвованиях в виде денег, продовольствия, медикаментов и, конечно же, оружия всех видов, включая танки и артиллерию из Турции.
В то же время сирийская правительственная армия САА и её российские и другие союзники в течение нескольких лет были заняты тем, чтобы освободить важнейшие регионы Сирии от террора ISIS в качестве приоритетной задачи. Таким образом, террористы в Идлибе смогли закрепить своё господство над местным населением Идлиба и расширить свою оборону в последние годы в относительном спокойствии.
Террористические группы в Идлибе в полной мере используют тот факт, что сирийские правительственные силы уже давно связаны в других регионах страны, чтобы многократно переходить из безопасного прикрытия Идлиба командными ротами в освобождённые районы вокруг Алеппо или Латакии, чтобы совершать там нападения и набеги на военные и гражданские цели, а после этого вновь отступать в безопасное убежище Идлиба.
В начале 2018 года, когда этот вид террористического нападения приобрел угрожающие масштабы, российские и сирийские бомбардировщики начали наращивать воздушные атаки на террористические цели в Идлибе. В результате из Идлиба через границу в Турцию бежало ещё больше мирных граждан. Это, в свою очередь, было использовано президентом Эрдоганом, который уже рассматривает хотя бы часть Идлиба в качестве турецкой территории, как повод угрожать сирийской армии прямыми военными контрмерами. В этой напряженной ситуации Россия вмешалась и выступила посредником.
Таким образом 17 сентября 2018 года в российском черноморском городе Сочи было заключено первое российско-турецкое соглашение, в котором турецкая сторона также обязалась соблюдать территориальную целостность Сирии. Однако, похоже, что у Эрдогана совершенно разные представления о сирийско-турецкой границе. С оригиналом Сочинского соглашения можно ознакомиться по данной ссылке.
В то же время обе стороны договорились в Идлибе, с согласия Сирии, о деэскалации и создании буферной зоны на 15-20 км. «По предложению президента Турции мы договорились вывести из этой зоны до 10 октября (2018 г.) всё тяжёлое оружие, танки, ракетные системы и миномёты всех оппозиционных групп», – заявил тогда российский президент Путин прессе, в то время как Эрдоган стоял рядом с ним. В свою очередь, Турции следует разрешить создать в Идлибе на расстоянии двух десятков километров от границе серию наблюдательных постов на сирийской территории, которые будут оккупированы и защищены турецкими военными.
Ещё одним из 8 пунктов Сочинского соглашения было то, что «все радикальные террористические группы будут выведены из демилитаризованной зоны к 15 октября 2018 года». Но Анкара ещё не выполнила это обязательство.
Частью Сочинского соглашения было также обязательство Турции обеспечить, чтобы так называемые «умеренные» антиасадовские группы, зависящие от Турции, больше не сотрудничали с исламистскими террористическими группировками. Анкара до сих пор не выполнила это обязательство.
Ещё одно обязательство Турции по Сочинскому соглашению касалось участка автомагистралей Алеппо – Дамаск (М5) и М4 Алеппо – Латакия. Недалеко от города Саракип в провинции Идлиб эти автомагистрали пролегают около 20 километров через оккупированный террористами район Идлиб. Это перекрыло стратегически важное транспортное сообщение между важнейшими промышленными и торговыми мегаполисами Сирии.
В соответствии с Сочинским соглашением Турция взяла на себя обязательство обеспечить повторное безопасное использование автомагистрали на всём её протяжении через Идлиб не позднее конца декабря 2018 года, поскольку эти соединительные маршруты крайне важны для восстановления экономики страны. Анкара тоже никогда не выполняла это обязательство.
После Сочинского соглашения 2018 года Турция потребовала избавить Идлиб от уже запланированного наземного наступления сирийской армии. В то время Анкара, как утверждается, была обеспокоена тем, чтобы предотвратить новый приток беженцев из Сирии.
Хотя Турция не выполнила свои собственные обязательства, после Сочи она без колебаний ни на один день создала свои военные наблюдательные посты в Идлибе и расширила их как настоящие крепости. Последние фотодокументы показывают, что турецкие солдаты на наблюдательных пунктах теперь до неузнаваемости перепутались с исламистскими террористами. В то же время другие исламистские террористические группы продолжают использовать Идлиб в качестве базы и отступления для нападений на войска САА и мирных жителей, а в последнее время всё чаще и чаще на российских военнослужащих.
Несколько недель назад в ходе одного из таких нападений недалеко от Алеппо были убиты, в частности, четыре российских офицера. Когда Анкара оставалась бездействующей даже после неоднократных призывов к тому, чтобы она, наконец, выполнила свои обязательства, продолжающееся в настоящее время наземное наступление САА «Идлиб» наконец-то началось при поддержке российской авиации. Тем временем, САА вернуло под свой контроль треть Идлиба. Это включает в себя освобождение стратегически важного города Саракипа с блокированным участком автомагистралей М4 и М5.
До этого момента Турция, Сирия и Россия были осторожны, чтобы не напасть на военных другой стороны непосредственно во время конфликта в Идлибе. Это было относительно легко в наземных боях. Однако для российских и сирийских военно-воздушных сил, которые сосредоточились на борьбе с чётко обозначенными целями террористических групп, стало невозможным проводить различие между ними, поскольку турецкие солдаты всё чаще смешивались с террористами. Очевидно, турецкое руководство ошибочно полагало, что такое смешение удержит Сирию и Россию от дальнейших бомбардировок в Идлибе, опасаясь прямого конфликта с Турцией. Анкара ошиблась здесь.
Из-за смешения террористических групп с турецкими солдатами в результате воздушных атак сирийских и российских бомбардировщиков на выявленные террористические цели погибало всё больше и больше турецких солдат.
Турецкие потери с точки зрения людей и материалов увеличились.
За последние недели они выросли до более чем 50 погибших и сотен раненых солдат. Увеличились также потери военных материалов. Только за один день на прошлой неделе 32 турецких солдата вместе со своими братьями-исламистами-террористами по оружию были убиты в ходе сирийского воздушного налета.
Разъярённый президент Эрдоган отдал приказ о массовом подкреплении турецких войск в Идлибе тысячами солдат и сотнями танков, гаубиц и другой тяжелой техники. В первые дни марта он отдал приказ о скоординированном обстреле позиций САА и союзных нерегулярных формирований из Ливана, Ирака и Ирана из дальнобойных орудий и ракет «земля-земля» и вооруженных беспилотников из Идлиба.
По турецким данным, имели место огромные потери людей и техники со стороны САА, погибли сотни людей, были уничтожены сотни танков и тяжелой техники. Сирийские источники также сообщают о существенных потерях, хотя информация, представленная турками, представляется преувеличенной. В то же время над Идлибом с помощью турецких зенитных ракет было сбито в общей сложности четыре сирийских истребителя, по крайней мере один из которых был обстрелян из-за границы с турецкой территории.
Таким образом, ситуация в провинции Идлиб достигла масштабов настоящего кризиса.
Однако Эрдоган этим шагом зашёл в тупик. Ведь без воздушного превосходства даже у численно-мощной турецкой армии нет шансов победить в Идлибе против САА и союзных ополчений. То, что это по-прежнему так, обеспечивают российские системы ПВО и ПРО, которые значительно превосходят все силы НАТО, в сочетании с уникальными возможностями российской радиоэлектронной войны, с целью создания своеобразного купола безопасности над ограниченным районом операций, в котором воздушные системы противника больше не функционируют в управляемом режиме.
В связи с увеличением числа жертв среди своих собственных вооруженных сил Турция обратилась за помощью к НАТО, сославшись на статью 4 Устава НАТО. Это позволяет членам запрашивать консультации, если они считают, что их территориальная целостность, политическая независимость или безопасность находятся под угрозой. В Брюсселе он призвал своих союзников по НАТО оказать военную помощь.
В частности, он потребовал от двух зенитных батальонов «Патриот» из США установить бесполётную зону для сирийских и российских самолетов с турецкой территории над Идлибом. Но кроме тёплых рукопожатий от своих натовских партнёров, которые не хотели быть втянутыми в большую войну из-за турецкого президента, явно сорвавшегося с рельсов, в Брюсселе для Эрдогана ничего не было.
Даже европейцы Евросоюза, которых он угрожает захватить миллионами беженцев, когда откроет турецкие границы с Грецией, не участвуют в шантажной попытке Анкары поддержать Турцию в её потерянных позициях в Идлибе, а именно в создании бесполётной зоны для сирийских и российских самолетов.
Теперь случилось наоборот. Сирия при поддержке России ввела бесполётную зону над Идлибом, которая распространяется на все другие страны. В то же время, российская военная полиция взяла на себя охрану города Саракипа, расположенного на автомагистралях М4 и М5, что является огромным камнем преткновения для турецкой армии, если она не хочет рисковать прямым контратакой со стороны российских военно-воздушных сил.
Наконец, следует отметить, что бесполётная зона в Идлибе вряд ли будет отменена сирийскими военными в ближайшем будущем. Российские власти официально заявили, что Россия тоже не может гарантировать целостность турецкой авиации в сирийском воздушном пространстве! Об этом в минувшее воскресенье сообщил глава Российского центра по примирению конфликтующих сторон в Сирии контр-адмирал Олег Шуравлев. Он отметил, что это касается не только турецкой военной авиации, но и военной авиации союзников Турции по НАТО, например, авиации некоторых европейцев, которые всё ещё хотят участвовать в Идлибе.
Это означает, что российские и сирийские истребители и вертолёты продолжают выполнять свои задачи по борьбе с террористами в Идлибе. Они будут и впредь обеспечивать сирийским военным суверенитет над воздушным пространством, который в лучшем случае может быть ограничен зенитными ракетами, запускаемыми с плеча в руки террористов в Идлибе.
Следует также отметить, что политика войны и завоеваний Эрдогана в Сирии полностью сбилась с пути. Однако многие иностранные наблюдатели, в том числе и русские, ошибочно оценили Эрдогана, потому что считали его и военное руководство Турции гораздо более дальновидными и благоразумными. Таким образом, непродуманная, дикая военная эскалация против сирийской армии оказалась полной неожиданностью, чем и объясняются высокие потери сирийской армии. Никто не ожидал такой стратегической близорукости со стороны турецких военных.
Потому что после отказов НАТО и ЕС в Брюсселе у Эрдогана теперь есть только путь в Россию. Только Россия по-прежнему в состоянии помочь Эрдогану выбраться из той неразберихи, в которую он попал, без особых потерь во внутренней и внешней политике, и найти решение, приемлемое для всех. Однако сегодня Анкара находится в гораздо более сложной переговорной позиции, чем месяц назад. В четверг, 5 марта, Эрдоган вылетел в Москву на переговоры с президентом Путиным. Он высоко оценил отношения с Россией как лучшие в истории обеих стран. Но всего несколько дней до того он угрожал, что Турция 16 раз в своей истории сражалась с Россией и может сделать это снова.
Всё чаще задаёшься вопросом, вменяемый ли ещё турецкий президент, не заметило ли этого ещё турецкое военное и гражданское руководство, не готовится ли оно уже к решению проблемы Эрдогана. В конце концов, это будет не первый случай в новейшей истории Турции, когда президент был свергнут.
Источники:
+++
Благодарим автора за предоставление права публикации статьи.
+++
Фото: hazartaha/ Shutterstock
+++
КенФМ стремится к широкому спектру мнений. Мнения авторов и гостей не обязательно совпадают с мнением редакции.
+++
Тебе нравится наша программа? Информацию о возможностях поддержки можно получить здесь: https://kenfm.de/support/kenfm-unterstuetzen/.
+++
Подключи абонемент и поддержи наш канал: https://steadyhq.com/de/kenfm
+++
Теперь ты также можешь поддерживать нас с помощью Bitcoin.
BitCoin Адрес: 18FpEnH1Dh83GXXGpRNqSoW5TL1z1z1PZgZK
Kommentare (0)